Обои - украшение для Вашего рабочего стола. Они способны поднимать Вам настроение, ассоциироваться с приятными моментами в жизни, вдохновлять на великие дела.
Вам когда-нибудь хотелось взглянуть на мир, целиком и полностью населённый роботами? Причём не высокотехнологичными, вроде Терминатора, а ожившими жестянками вроде тех, что облюбовали себе планету Шелезяка в мультфильме "Тайна третьей планеты"? Не знаю, видели ли чешские разработчики из Amanita Design сей хит отечественной мультипликации, но даже если и так, в остальном история маленького робота Йозефа полностью самостоятельна.
Мы встречаемся с нашим главным героем не где-нибудь, а на свалке, куда его доставляет по частям местный мусоровоз. Пара кликов мышкой, и мы собираем бедолагу в единое целое, дабы он вернулся в город, а мы узнали, что же с ним приключилось, попутно полюбовавшись местными красотами. Не ждите причудливых коряг, виденных в дилогии "Samorost". Мир "Machinarium" - это полузаброшенный город, окружённый пустыней, но от того не менее красивый. Город населён роботами разных форм, видов и назначения. Тут вам и роботолюди разных возрастов, социальных занятий и даже верований (!), и роботозвери, как домашние любимцы, так и просто грызуны и насекомые. Настоящий, живой мир, окрашенный в ржаво-металлические цвета, с обязательными кабелями и трубами и редкими вкраплениями растительности в щелях каменной кладки. Звуковая палитра мира варьируется от закономерного эмбиента и классической электроники до джаза (компакт-диск с саундтреком входит в поставку и наверняка не раз окажется в проигрывателе игрока-меломана). Звуковой и визуальный ряд настолько гармонируют друг с другом, что каждой следующей локации ждёшь с неподдельным интересом, особенно в начале, когда новые локации выдают небольшими дозами. Небольшими дозами выдают и сюжет. Понемножку нам подбрасывают облачка-воспоминания о прошлом, да заодно ставят цель: хулиганы-черношапочники, не раз пакостившие Йозефу ранее, изготовили бомбу и собираются взорвать башню. Зачем? Пойди их разбери. Но лучше разобрать бомбу.
Перед тем, как ринуться на спасение города, оставьте мышку в покое минут на пять. Наверняка вы и ранее обратили внимание на мастерскую работу аниматора. Йозеф не просто собирает предметы, но аккуратно засовывает их себе в рот, причём разные предметы по-разному. Он не только ходит, но и скачет, испуганно смотрит вниз, перед тем как соскочить с высоты, а порой непрочь и съехать по перилам как самый настоящий мальчишка. Стоять на месте ему тоже не интересно. Вот он посмотрит туда-сюда, покрутится на месте, поразевает рот, и вдруг ударится в воспоминания. Всё в том же облачке вы увидите яркие моменты прошлого: вот он веселится с подружкой, а тут его чуть не застукал за курением полицейский... Мелочи?
В мире "Machinarium" обязательно подойти к объекту на расстояние вытянутого манипулятора, потрогать его. Йозеф умеет растягиваться и сжиматься, и именно эта его особенность пригодится для решения многих головоломок: растянитесь до предела - вдруг сможете подпрыгнуть и уцепиться за что-нибудь, или сожмитесь - и, быть может, сумеете просунуть руку туда, куда в обычном состоянии вам ну никак не добраться. Ещё одна немаловажная особенность - роботы не общаются друг с другом словами - вместо этого вы видите картинки-мысли (соответственно, при локализации нужно было перевести лишь меню и пару предложений с инструкциями в начале). В общем и целом, понятно, что нужно тому или иному вашему собеседнику, однако не всё так просто. Порою вам не добраться до требуемой вещи, и тогда нужно либо искать обходной путь в прямом смысле этого выражения, либо включать фантазию и искать предмету замену. То же верно и для всевозможных механизмов, разбросанных по городу. Никто не будет вам объяснять, что именно нужно сделать или что вы делаете не так - догадайтесь сами, быть может, методом проб и ошибок. К последнему придётся прибегать часто, и не столько для решения головоломок. Пятнашки, крестики-нолики, задачки на перемещение разноцветных шариков в колечках или фишек на свои места - всё это не требует ничего, кроме логики да времени на решение, быть может, трети от общего времени прохождения игры. А вот задачки, где требуется правильно подобрать время и угадать порядок действий, способны слегка огорчить необходимостью раз за разом те самые действия повторять. Разозлить - вряд ли. Возможность злиться мы лучше оставим вентилятору, задающему загадки (и кстати, за него отдельное спасибо разработчикам - заставили улыбнуться).
Помимо головоломок, завязанных на время, в "Machinarium" есть и чисто аркадные вставки. Думаете, зря в одной из локаций стоят ржавенькие игровые автоматы? А практически в самом конце вас ждёт 2D-лабиринт с тремя десятками врагов, которых придётся перестрелять - задание для истинного любителя адвенчур скучноватое, да и не очень удобное им управление не добавляет радости. И чуть дальше - гроза всех тех, кому роботомедведь наступил на ухо с микрофоном - воспроизведение услышанной мелодии. Впрочем, разработчики, надо отдать им должное, сумели предложить альтернативу. Схема лабиринта, решение многих головоломок, порядок нажатия кнопочек, да и порядок действий в той или иной комнате - всё это можно найти в книжке-комиксе подсказок, находящейся справа в выпадающем меню инвентаря. Правда, всякий раз перед тем, как её открыть, нужно преодолеть горизонтальный скролл-шутер - ещё один повод прикинуть, а не проще ли ещё немного поскрипеть мозгами. Опять же, если вы хотите, чтобы вам всего-лишь намекнули, что нужно, делать дальше, можно воспользоваться подсказкой-идеей, находящейся чуть левее книжки-комикса. В конце концов, у авторов не было цели загнать игрока в тупик. Всё проходимо, всё решаемо, ни на одну задачу не требуется сверх-усилий.
Зато небольшое усилие требуется для того, чтобы отказаться от нажатия правой кнопки мыши для возвращения выбранного предмета обратно в инвентарь, но это, увы, особенность flash-технологии. Возможно, по той же причине игра иногда впадает в ступор после переключения на другое окно при помощи Alt-Tab, так что ежели что, предварительно сохранитесь. В остальном нареканий на техническое исполнение нет.
История Йозефа заканчивается ровно тогда, когда должна закончиться, не оставляя ни ощущения затянутости, ни, наоборот, скоротечности. Возможно, кому-то покажется, что 6-8 часов маловато для адвенчуры, но поверьте, качество измеряется далеко не в часах. Куда ценнее детальнейшая проработка мира, компенсирующая, в общем-то, и не слишком замысловатый (но это не значит плохой) сюжет. И, быть может, ещё один, едва заметный штрих, способный склонит весы в пользу "Machinarium": имена файлов игры состоят исключительно из нулей и единиц. Список адвенчур, вышедших в этом году, не так уж велик. Ещё меньше игр, на которые стоит взглянуть. "Machinarium" - не просто игра, которой стоит уделить немного внимания - это серьёзный претендент на звание "Лучшая адвенчура 2009 года". За графику, за музыку, за игровой мир. И ещё это инди-игра, сумевшая пробиться к массовому зрителю (не без поддержки компании Snowball, за что имеет смысл сказать им отдельное спасибо), а это, поверьте, немало. Адвенчура, которую практически не за что критиковать. И которую стоит пройти.
Год: 2011 Тип издания: L Жанр: Adventure / Quest Язык интерфейса: Русский Разработчик: Amanita Design Локализатор в России: Snowball Studios, вышла 16 октября 2009 г.
Системные требования: * Операционная система Microsoft® Windows® ХР SP2 / Vista; * Процессор тактовой частотой 1,8 ГГц; * 1 Гб оперативной памяти; * Минимальное разрешение экрана 1024х768; * 500 Мб свободного места на жёстком диске;